Организаторы БиоТурнира подготовили программу для учеников

9 октября 2018 в 14:05

Не просто узнать особенности современных методов в биотехнологии, но попробовать сделать то, что доступно учёным в реальных лабораториях – Международный студенческий БиоТурнир поделился этими возможностями со школьниками. 1 октября ученики Пущина и Москвы прибыли в Межфакультетский научно-образовательный центр МГУ, площадкой для проведения встречи стал также Центр молодёжного инновационного творчества «Биотехникум».

Это не вскользь брошенный взгляд на картину современной биологии, это, возможно, первые прикосновения кистью к полотну собственного биологического будущего. А если говорить проще, здесь ребята проходят увлекательную научную школу всего за один день.

– Мы попытались в ней объединить очень много, – признается Дарья Ветошкина, председатель оргкомитета Международного студенческого БиоТурнира. – Сделать и практическую часть – мастер-классы, и лекционную часть – пригласили лекторов, которые научно-популярно расскажут ребятам о своих исследованиях, и ещё какую-то конференционную часть, где ребята смогут поговорить о собственных исследованиях, впечатлениях о сегодняшнем дне.

Школьный день и студенческий БиоТурнир – какая связь, спросите вы? «Прямая», ответят организаторы. «Для нас это важно, а ребятам – интересно», – говорят они.

– Мы к этому готовились многие годы проведения БиоТурнира, всё думали, что хорошо бы найти что-то и для школьников, вовлечь их, потому что понятно, что школьники – это будущие студенты. И буквально завтра они придут к нам на БиоТурнир. Хотелось бы уже чуть раньше для них что-то подготовить, – говорит Дарья Ветошкина.

Что-то – это целый набор увлекательных научных задач. Так как усвоить все многообразие методов в биотехнологии за один день нереально, организаторы подобрали для разных групп и возрастов разные задания. К примеру, девятиклассники получили задачу по тонкослойной хроматографии. Они провели исследование о том, каким образом меняется пигментный аппарат растений в зависимости от сезона.

– Мы работали с хлорофиллом, изучали пигмент, что содержится в листьях, сравнивали пигмент зелёных и красных листьев. Толкли их, смешивали с ацетоном, получали экстракт, который центрифугировали, отделяли от осадка, – перечисляет ученица 9 класса школы №Â 3 Камила Самодурова. – Нам пытались всё понятно объяснять. Уточняли термины, которые мы не знали, поэтому всё оказалось достаточно ясно.

– Очень интересно было, когда нам давали автоматические пипетки – что-то вроде шприцов, и надо было измерять микролитры, – рассказывает её одноклассница Анфиса Курочкина.

– Особенность в том, что можно на одном методе рассмотреть и физические, и химические, и биологические, и биохимические процессы – всё это вместе такой мозговой штурм, – описывает Людмила Сатина, старший преподаватель кафедры биохимии биологического факультета МГУ. – Ребятам было интересно даже на обычно скучноватой лекционной части, где мы рассказывали про саму суть метода и то, каким образом им можно пользоваться для разных целей. Они поработали и руками, что ещё более интересно. Где ещё бы они могли попробовать отобрать какое-то микроскопическое количество вещества? Вот сколько, например, весит капля? Или какой она имеет объем? Очень трудно себе представить. А когда это можно просто измерить, выясняется, что ранее были совсем другие представления.

Межфакультетский научно-образовательный центр МГУ в Пущине специализируется на практике студентов, потому и школьный день прошёл столь успешно. Нужно было только адаптировать задачи под возможности ребят. Группа восьмого класса разбирала буферные системы, девятого (кроме тонкослойной хроматографии) занималась определением белка и его концентрации, ученики десятого уделили должное внимание электрофорезу, а выпускники знакомились с люминесценцией.

– Когда они получили разноцветье хроматограммы со светящимися в ультрафиолете пигментами или, как в других задачах, наоборот – бесцветные растворы, но увидели полоски нуклеиновых кислот; или они посмотрели, например, как разделились белки по разным молекулярным массам; или они увидели флуоресценцию и измерили её количественно; или определили – какой-то раствор буферный, а какой-то не буферный и сделали сравнительный анализ; или они смогли очень точно определить концентрацию вещества в растворе – я думаю, что всё это им довольно интересно, – считает Людмила Сатина.

Сделать день ещё более необычным, добавить в задания креативности и творчества позволило продолжение занятий в Центре молодёжного инновационного творчества. Здесь, в 3D-мастерской, ребята смогли воплотить свою идею – перенести возникший образ в реальность.

– Помимо биологии, мы пытаемся познакомить школьников с современными технологиями, – рассказывает Сергей Хаустов, руководитель Центра молодёжного инновационного творчества «Биотехникум». – Потому что 3D-принтер и 3D-ручка – на первый взгляд, развлечение, но фактически это знакомство детей с технологиями будущего. Потому что мы не знаем, как данные технологии будут работать завтра, но уже известно, что они точно будут существовать и давать какие-то возможности для решения сегодняшних проблем.

Организаторы мероприятия, знакомя школьников с передним фронтом науки, рассчитывают не только пробудить интерес к исследованиям в целом, но и рассматривают конкретные варианты дальнейшего сотрудничества.

– Мы очень озадачились внедрением нового образовательного стандарта, который вступает в силу в этом году, – отметил Сергей Хаустов. – В соответствии с ним все школьники 10 и 11 класса должны выполнять индивидуальный проект. Он может быть творческим, исследовательским или каким-то поисковым. И поскольку это новое явление, насколько я знаю, школьники, родители и учителя озаботились данной проблемой, мы решили предложить реализацию части, небольшого количества подобных школьных проектов на базе нашего Центра молодёжного творчества.

«Жить в биологическом центре и не знать, как делается наука – неправильно», –считают школьники. А возможности, которые дарят организаторы мероприятий для интересующихся школьников, становятся гарантией, что у этой неправильности нет будущего.

Центр молодёжного инновационного творчества создан в рамках программы Министерства инвестиций и инноваций правительства Московской области, он оснащён самым современным научным, обучающим оборудованием.

Диана Ларионова

На главной

Условия предоставления скидки в торговых сетях региона по социальной карте Московской области

Условия предоставления скидки в торговых сетях региона по социальной карте Московской области

Министерством потребительского рынка и услуг Московской области актуализирована информация по условиям предоставления скидки по социальной карте Московской области. Сведения уточнены на дату 19.03.2019 г.
3 апреля 08:36
Новости
Вопрос руководству
Мещерякова Александра Михайловна
Мещерякова Александра Михайловна
Заведующий отделом
Вы можете обратиться к руководству по интересующему Вас вопросу

Новости

МФТИ поможет подготовить учителей физики для работы в Подмосковье

МФТИ поможет подготовить учителей физики для работы в Подмосковье

В понедельник стартовал совместный проект подмосковных вузов и Московского физико‑технического института по подготовке учителей физики для работы в регионе, говорится в сообщении пресс‑службы первого заместителя председателя правительства Московской области – министра образования региона Ольги Забраловой.
17 апреля 08:03
Новости
В детских садах будут обучать финансовой грамотности

В детских садах будут обучать финансовой грамотности

В детских садах появятся рекомендации по программам финансовой грамотности. Об этом проинформировала пресс‑служба Минпросвещения РФ.
15 апреля 08:31
Новости
Космонавт Сергей Прокопьев встретился с учениками гимназии «Пущино»

Космонавт Сергей Прокопьев встретился с учениками гимназии «Пущино»

Настоящим подарком пущинским гимназистам в День космонавтики стала встреча с космонавтом Роскосмоса Сергеем Валерьевичем Прокопьевым. Ребята в течение часа задавали гостю вопросы о его непростой работе. Красный зал гимназии был полон, с каждого ряда тянулся лес рук.
15 апреля 08:31
Новости

Меры соцподдержки

Областная повестка