Организаторы БиоТурнира подготовили программу для учеников

9 октября в 14:05

Не просто узнать особенности современных методов в биотехнологии, но попробовать сделать то, что доступно учёным в реальных лабораториях – Международный студенческий БиоТурнир поделился этими возможностями со школьниками. 1 октября ученики Пущина и Москвы прибыли в Межфакультетский научно-образовательный центр МГУ, площадкой для проведения встречи стал также Центр молодёжного инновационного творчества «Биотехникум».

Это не вскользь брошенный взгляд на картину современной биологии, это, возможно, первые прикосновения кистью к полотну собственного биологического будущего. А если говорить проще, здесь ребята проходят увлекательную научную школу всего за один день.

– Мы попытались в ней объединить очень много, – признается Дарья Ветошкина, председатель оргкомитета Международного студенческого БиоТурнира. – Сделать и практическую часть – мастер-классы, и лекционную часть – пригласили лекторов, которые научно-популярно расскажут ребятам о своих исследованиях, и ещё какую-то конференционную часть, где ребята смогут поговорить о собственных исследованиях, впечатлениях о сегодняшнем дне.

Школьный день и студенческий БиоТурнир – какая связь, спросите вы? «Прямая», ответят организаторы. «Для нас это важно, а ребятам – интересно», – говорят они.

– Мы к этому готовились многие годы проведения БиоТурнира, всё думали, что хорошо бы найти что-то и для школьников, вовлечь их, потому что понятно, что школьники – это будущие студенты. И буквально завтра они придут к нам на БиоТурнир. Хотелось бы уже чуть раньше для них что-то подготовить, – говорит Дарья Ветошкина.

Что-то – это целый набор увлекательных научных задач. Так как усвоить все многообразие методов в биотехнологии за один день нереально, организаторы подобрали для разных групп и возрастов разные задания. К примеру, девятиклассники получили задачу по тонкослойной хроматографии. Они провели исследование о том, каким образом меняется пигментный аппарат растений в зависимости от сезона.

– Мы работали с хлорофиллом, изучали пигмент, что содержится в листьях, сравнивали пигмент зелёных и красных листьев. Толкли их, смешивали с ацетоном, получали экстракт, который центрифугировали, отделяли от осадка, – перечисляет ученица 9 класса школы №Â 3 Камила Самодурова. – Нам пытались всё понятно объяснять. Уточняли термины, которые мы не знали, поэтому всё оказалось достаточно ясно.

– Очень интересно было, когда нам давали автоматические пипетки – что-то вроде шприцов, и надо было измерять микролитры, – рассказывает её одноклассница Анфиса Курочкина.

– Особенность в том, что можно на одном методе рассмотреть и физические, и химические, и биологические, и биохимические процессы – всё это вместе такой мозговой штурм, – описывает Людмила Сатина, старший преподаватель кафедры биохимии биологического факультета МГУ. – Ребятам было интересно даже на обычно скучноватой лекционной части, где мы рассказывали про саму суть метода и то, каким образом им можно пользоваться для разных целей. Они поработали и руками, что ещё более интересно. Где ещё бы они могли попробовать отобрать какое-то микроскопическое количество вещества? Вот сколько, например, весит капля? Или какой она имеет объем? Очень трудно себе представить. А когда это можно просто измерить, выясняется, что ранее были совсем другие представления.

Межфакультетский научно-образовательный центр МГУ в Пущине специализируется на практике студентов, потому и школьный день прошёл столь успешно. Нужно было только адаптировать задачи под возможности ребят. Группа восьмого класса разбирала буферные системы, девятого (кроме тонкослойной хроматографии) занималась определением белка и его концентрации, ученики десятого уделили должное внимание электрофорезу, а выпускники знакомились с люминесценцией.

– Когда они получили разноцветье хроматограммы со светящимися в ультрафиолете пигментами или, как в других задачах, наоборот – бесцветные растворы, но увидели полоски нуклеиновых кислот; или они посмотрели, например, как разделились белки по разным молекулярным массам; или они увидели флуоресценцию и измерили её количественно; или определили – какой-то раствор буферный, а какой-то не буферный и сделали сравнительный анализ; или они смогли очень точно определить концентрацию вещества в растворе – я думаю, что всё это им довольно интересно, – считает Людмила Сатина.

Сделать день ещё более необычным, добавить в задания креативности и творчества позволило продолжение занятий в Центре молодёжного инновационного творчества. Здесь, в 3D-мастерской, ребята смогли воплотить свою идею – перенести возникший образ в реальность.

– Помимо биологии, мы пытаемся познакомить школьников с современными технологиями, – рассказывает Сергей Хаустов, руководитель Центра молодёжного инновационного творчества «Биотехникум». – Потому что 3D-принтер и 3D-ручка – на первый взгляд, развлечение, но фактически это знакомство детей с технологиями будущего. Потому что мы не знаем, как данные технологии будут работать завтра, но уже известно, что они точно будут существовать и давать какие-то возможности для решения сегодняшних проблем.

Организаторы мероприятия, знакомя школьников с передним фронтом науки, рассчитывают не только пробудить интерес к исследованиям в целом, но и рассматривают конкретные варианты дальнейшего сотрудничества.

– Мы очень озадачились внедрением нового образовательного стандарта, который вступает в силу в этом году, – отметил Сергей Хаустов. – В соответствии с ним все школьники 10 и 11 класса должны выполнять индивидуальный проект. Он может быть творческим, исследовательским или каким-то поисковым. И поскольку это новое явление, насколько я знаю, школьники, родители и учителя озаботились данной проблемой, мы решили предложить реализацию части, небольшого количества подобных школьных проектов на базе нашего Центра молодёжного творчества.

«Жить в биологическом центре и не знать, как делается наука – неправильно», –считают школьники. А возможности, которые дарят организаторы мероприятий для интересующихся школьников, становятся гарантией, что у этой неправильности нет будущего.

Центр молодёжного инновационного творчества создан в рамках программы Министерства инвестиций и инноваций правительства Московской области, он оснащён самым современным научным, обучающим оборудованием.

Диана Ларионова

На главной

Президент России Владимир Путин подписал пакет законов по пенсионной системе

Президент России Владимир Путин подписал пакет законов по пенсионной системе

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий», принятый Госдумой 27 сентября 2018 года и одобренный Советом Федерации 3 октября 2018 года.
15 октября 18:01
Новости
Вопрос руководству
Мещерякова Александра Михайловна
Мещерякова Александра Михайловна
Заведующий отделом
Вы можете обратиться к руководству по интересующему Вас вопросу

Новости

Пущинский музей экологии и краеведения приглашает на фотовыставку Любови Занозиной «Оранжевое настроение»

Пущинский музей экологии и краеведения приглашает на фотовыставку Любови Занозиной «Оранжевое настроение»

17 ноября в музее состоится открытие фотовыставки «Оранжевое настроение», автором которой является Любовь Занозина, поэтесса, член Союза писателей г. Москвы, внештатный корреспондент и фотокорреспондент СМИ г.о. Пущино и г.о.Серпухова, фотолюбитель, человек удивительно активный и работоспособный.
15 ноября 08:49
Новости
XIX шахматный турнир газеты «Пущинская среда» пройдёт 24 ноября

XIX шахматный турнир газеты «Пущинская среда» пройдёт 24 ноября

XIX турнир газеты «Пущинская среда» и Федерации шахмат Московской области (Открытый чемпионат г.о. Пущино по быстрым шахматам) состоится в шахматном классе Дворца спорта «Ока» в субботу, 24 ноября 2018 года.
15 ноября 08:48
Новости

Меры соцподдержки

Областная повестка