Лекцию о живописи на свитках провёл Евгений Кононенко

11 декабря 2017 в 17:23
«Мир в тушечнице» - так называлась лекция, которая состоялась 7 декабря в Центре культурного развития «Вертикаль». Об особенностях становления станковой живописи в Китае рассказал Евгений Кононенко, искусствовед, профессор, заведующий сектором искусства стран Азии и Африки Государственного института искусствознания.

В Центре культурного развития «Вертикаль» собрались те, кто живо интересуются искусством. Для них встречи с Евгением Кононенко – это уникальная возможность не только послушать высококлассного специалиста, но и пообщаться с ним, при этом не тратить время на дорогу до Москвы и обратно. В Пущино с лекциями Евгений Кононенко за шесть лет приезжает в четвёртый раз.

– Я решил разнообразить тот материал, с которым привычно сюда приезжаю. Сколько можно рассказывать, тем более с такими большими перерывами, про искусство исламского мира. Сначала мы договаривались о том, что будет лекция о культуре Японии, – поясняет Евгений Кононенко. – Я стал серьёзно подбирать материал. И когда начал работать над такой японской лекцией, понял, что всё равно мне придется очень много забрасывать протуберанцев в Китай.

В этот вечер ни об архитектуре, ни о декоративно-прикладном искусстве, ни о монастырской культуре речь не шла, разговор был о средневековой живописи, а точнее о живописи на свитках. Евгений Иванович отметил уникальность китайской цивилизации:

– Можно долго говорить и о письменности, и о культуроцентризме, но нас интересует не это. Цивилизация здесь возникает тогда же, когда и в Месопотамии, и в Египте, в начале 3 тыс. до н. э. Но китайская цивилизация единственная, которая выжила. Пять тысяч лет непрерывного развития. Все ровесники погибли, были заменены чем-то другим, другие этносы, другие божества, другой облик культуры, другие религии, Китаю хоть бы хны.

На протяжении всего этого времени, да и до сих пор, вся жизнь, в том числе и искусство, развивается в системе ценностей конфуцианства и даосизма. Китайцы стремятся к гармонии с окружающим миром. Их цель – не переделывать природу под себя, а себя вписывать в существующие условия. До прихода в Китай буддизма, который сыграл серьёзную роль в развитии классического китайского изобразительного искусства, там уже была живопись, причём художников не надо было приучать к тому, что человека можно изображать, более того они умели работать и с линией, и с пятном. В качестве примеров Евгений Иванович показал фотографии росписей в китайский гробницах и подробно рассказал о даосских изображениях. Вот, например, рисунок «Утренняя молитва». Здесь один краситель – охра, разбавленная в разной степени, а фон – условно белый. Так предопределена монохромность станковой живописи.

– Обратите внимание, что происходит с задним планом. Понятно, что там горы, но они ни на что не опираются, потому что тот же самый белый фон, который у нас и вода, и небо, он же и облака. Это, напомню, один из элементов китайской философии, эфир, который окутывает всё.

Уверенная, дрожащая, прямая и перисто-облачная кисть – такие слова находили критики каллиграфии, чтобы передать эмоции, с которыми был нанесён иероглиф, ведь важен не только текст, но и настроение.

– Переход к станковому искусству для Китая даже не то, что облегчается, он вообще проблемы не создавал из-за того, что письменность основана на каллиграфии. Византия – буква трансформируется в образ. А для Китая этот процесс идёт по-другому, есть образ, и с одной стороны, есть изобразительное искусство, которое образ передаёт, а с другой стороны, есть адаптация этого образа в иероглифический знак.

Кисть, тушь, кстати не чёрная, а тёмно-коричневая, и шёлк, причём не белый, а бежевый (бумага появилась позже) – таков набор средств живописи на свитках.  На создание работы у художника уходили месяцы, а то и годы. Живопись на свитках – настоящая драгоценность как в переносном, так и в прямом смысле, она стоила больших денег, свитки передавались по наследству.

Заинтересованная публика внимательно слушала лектора, задавала вопросы, а покидая стены Центра культурного развития, надеялась на продолжение разговора.

Екатерина Русскова

На главной

Президент России Владимир Путин подписал пакет законов по пенсионной системе

Президент России Владимир Путин подписал пакет законов по пенсионной системе

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий», принятый Госдумой 27 сентября 2018 года и одобренный Советом Федерации 3 октября 2018 года.
15 октября 18:01
Новости
Вопрос руководству
Мещерякова Александра Михайловна
Мещерякова Александра Михайловна
Заведующий отделом
Вы можете обратиться к руководству по интересующему Вас вопросу

Новости

Программа «Доступная среда» – приоритетное направление деятельности муниципальной власти

Программа «Доступная среда» – приоритетное направление деятельности муниципальной власти

В ходе очередного интервью городскому телеканалу главе города был задан вопрос о доступной среде.
сегодня 09:58
Новости
Максимальный размер пособия по уходу за ребёнком увеличится до 26 тысяч рублей

Максимальный размер пособия по уходу за ребёнком увеличится до 26 тысяч рублей

Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет увеличится с 1 января 2019 года до 26 тыс. рублей – вместо 24 тыс. рублей в 2018 году. Об этом сообщили ТАСС в понедельник, 19 ноября, в пресс‑службе Фонда социального страхования (ФСС).
сегодня 09:56
Новости
Жители Подмосковья смогут проводить общие собрания жильцов онлайн

Жители Подмосковья смогут проводить общие собрания жильцов онлайн

«Ростелеком» добавил в систему ЕИАС ЖКХ функцию мониторинга для специалистов отрасли жилищно‑коммунального хозяйства Московской области, он является более эффективным инструментом взаимодействия коммунальных служб, органов власти и жителей. Данная информация приводится в сообщении пресс‑службы провайдера.
сегодня 09:55
Новости

Меры соцподдержки

Областная повестка